История марки DATSUN
Datsun – марка автомобилей. В 1931 году, когда компания DAT Motorcar Co. дала своей новой модели машин это название, оно писалось «Datson» («сын DAT»), что указывало на меньший размер этого автомобиля в сравнении с существующей маркой DAT. В 1934 году, после того, как DAT Motorcar перешла под управление Nissan Motor Co., Ltd., последний слог в названии был заменен на «sun» , так как по-японски «son» также означает «потеря» (損), а также в честь солнца (англ. «sun»), изображенного на национальном флаге Японии. Отсюда название «Datsun»: Dattosan (ダットサン Dattosan). Компания Nissan прекратила выпуск Datsun в марте 1986 года. Больше всего эта марка знаменита благодаря модели 510, родстерам Fairlady, а позднее – купе Fairlady (240Z). 20 марта 2012 года Nissan объявил о возобновлении производства этой марки для Индонезии, Индии и России.


Обновленная эмблема Datsun


Происхождение Datsun

В 1914 году, до появления на свет названия марки Datsun, компания Kaishinsha Motorcar Works (快進自動車工場 Kaishin Jidōsha Kōjō), расположенная в районе Azabu-Hiroo в Токио, выпустила автомобиль DAT. Название нового автомобиля было акронимом, составленным из фамилий владельцев компании:

Kenjiro Den
Rokuro Aoyama
Meitaro Takeuchi


Из статьи Дэниэла Бэнкса What's in a Name? The Change From Datsun to Nissan: «Хотя журнал Business Week написал, что Den, Aoyama и Takeuchi основали компанию Nissan, это, конечно, не так. Kenjiro Den, Rokuro Aoyama и Meitaro Takeuchi были тремя спонсорами и друзьями одного из основоположников японской автомобильной индустрии, Masujiro Hashimoto, который в 1911 году основал компанию Kaishinsha Jidosha Koto («Автомобильный завод Kaishinsha»)».


Masujiro Hashimoto


В 1918 году, через семь лет после основания, фирма была переименована в Kaishinsha Motorcar Co., а в 1925 году получила название DAT Motorcar Co. Помимо легковых автомобилей марки DAT компания DAT Motors производила грузовики. По сути, производство было направлено, в основном, на грузовики, поскольку в то время потребительского рынка для пассажирских автомобилей почти не существовало. Первые грузовые автомобили марки DAT выпускались для военного рынка сбыта с 1918 года. Низкий спрос военной индустрии 1920-х годов побудил DAT направить внимание на другие виды автомобильной промышленности. В 1926 году токийская компания DAT Motors объединилась с расположенной в Осаке компанией Jitsuyo Jidosha Co., Ltd.

Jitsuyō Jidōsha Seizō Kabushiki-Gaisha), также известной как Jitsuyo Motors (основана в 1919 году как дочерняя компания Kubota). Слияние этих компаний привело к образованию DAT Automobile Manufacturing Co., Ltd. (Datto Jidōsha Seizō Kabushiki-Gaisha) в Осаке, которая просуществовала до 1932 года. (В 1920 году фирма Jitsuyo Jidosha выпустила трехколесный автомобиль с закрытой кабиной под названием Gorham, а в следующем году – его четырехколесную версию. С 1923 по 1925 год компания производила легковые автомобили и грузовики под названием Lila).


Трехколесный автомобиль Gorham


С 1914 года компания DAT продавала крупногабаритные автомобили под названием DAT японским потребителям, но в 1930 году правительство Японии выпустило постановление, согласно которому автомобилями с мотором меньше 500 см3 можно было управлять без прав. Тогда DAT Automobile Manufacturing начали разработку линейки машин с двигателем в 495 см3 с расчетом на новый сегмент рынка. Новая модель получила название «Datson» – в переводе «сын DAT». Это название сменилось на «Datsun» два года спустя, в 1933 году.

Первый прототип модели Datson был завершен летом 1931 года. Серийный автомобиль был назван Datson Type 10, и в 1931 году было продано «около 10» таких машин. В 1932 года компания продала примерно 150 автомобилей, которые теперь назывались Datson Type 11. В 1933 году закон относительно объема двигателей изменился, повысив разрешенный объем до 750 см3 (46 кубических дюймов), и Datsun заменил моторы своих маленьких автомобилей на максимальные допустимые. Новая модель большего размера получила название Type 12.


Datson Type 11


К 1935 году компания обладала уже настоящей линией производства, следуя примеру Ford и выпуская машины, сильно напоминающие Austin 7.

После того, как в 1937 году Япония вступила в войну с Китаем, производство легковых автомобилей было ограничено, так что к 1938 году завод Datsun в Йокогаме выпускал, в основном, грузовики для Японской Императорской Армии.

После окончания Тихоокеанской войны Datsun стала выпускать грузовики для оккупационных войск. Это продолжалось до возрождения автомобильной промышленности в 1947 году. Как и до войны, когда автомобили Datsun копировали продукцию Austin, после войны примером для подражания были выбраны машины марок Devon и Somerset. Оригинальный дизайн появился у автомобилей Datsun только в 1955 году.

В том году Оккупационные силы вернули объекты производства под контроль японцев, и Datsun выпустила седан 110 и пикап на его основе – 120 (который автомобилисты прозвали «pickoupe»).


Datsun 110



Datsun 120


Datsun на американском рынке

Используемое на американском рынке название Datsun происходит от названия серийных автомобилей Nissan. Фактически, автомобили Nissan носили название Datsun, известное в Японии с 1932 года, еще задолго до Второй мировой войны. До выхода на американский рынок в 1958 году Nissan не производил легковых автомобилей под маркой Nissan, только грузовики. Их машины, предназначенные для внутреннего использования, всегда выходили под маркой Datsun. Поэтому руководство компании Nissan решило использовать это, уже успешное, название для моделей, экспортируемых в США. И лишь в 1960-е годы некоторые автомобили стали выходить под маркой Nissan, и даже тогда это были только модели высшего класса, например, люксовый седан Cedric. Американское отделение компании Nissan под названием «Nissan Motor Corporation in U.S.A.» открылось в 1960 году в Калифорнии. В Америке машины компании теперь выпускались под маркой Nissan, но маленькие модели, экспортируемые в США, все еще носили название Datsun.


"Классический" логотип Datsun, основанный на Флаге Японии. После упразднения марки Datsun логотип остался неизменным, просто надпись Datsun была заменена на Nissan


В целом, название Datsun предпочиталось по той причине, что оно позволяло избежать нежелательных в Америке ассоциаций с участием родительской компании Nissan в военном производстве. Фактически, участие Nissan в японской военной промышленности было довольно существенным. Автомобильный завод в Йокогаме переключился на обеспечение военных нужд всего через несколько лет после запуска первого конвейерного производства легковых автомобилей, 11 апреля 1935 года. К 1939 году деятельность компании Nissan была перенесена в Маньчжурию, позже под японскую оккупацию, где создатель и президент компании Йошизуке Аюкава основал Манчжурскую автомобильную компанию по производству военных грузовиков.


Йошизуке Аюкава (Yoshisuke Aikawa) в 1939 году


Аюкава, имеющий обширные связи и ведущий рискованную и агрессивную политику, стал главным партнером японского Колониального Правительства в Манчжурии. В конечном итоге, ближе к концу Второй мировой войны компания Nissan Heavy Industries стала важным игроком на японском машиностроительном рынке. После окончания войны все активы Nissan в Манчжурии были захвачены Советским Союзом; оккупационные войска также заняли более половины завода в Йокогаме. Сам Аюкава был арестован по приказу генерала Макартура как военный преступник и провел 21 месяц в тюрьме. После освобождения из тюрьмы ему было запрещено заниматься коммерческой или публичной деятельностью до 1951 года. Аюкава так никогда и не был принят обратно в компанию Nissan, которая вернулась к производству легковых автомобилей в 1947 году, а в 1949 году восстановила свое первоначальное название – Nissan Motor Company.

Американские военнослужащие, которым во время Второй мировой войны было около 20 лет, к 1960 году стали одной из основных категорий покупателей машин. Их растущим семьям часто требовался небольшой экономичный второй автомобиль. Ютака Катаяма («Мистер К»), первый президент американского филиала Nissan, учитывая его собственный военный опыт, поддержал название Datsun. В 1939 году визит Катаямы на манчжурский завод Nissan, выпускающий грузовики, позволил ему осознать ужасающие условия работы на конвейерных линиях завода, поэтому он покинул компанию. В 1945 году, когда война была близка к окончанию, Катаяме было приказано вернуться на завод в Манчжурии, однако он отказался.


Ютака Катаяма («Мистер К»)


Катаяма хотел производить и продавать легковые автомобили для людей, а не для военных нужд; для него название «Datsun» осталось незапятнанным после войны, в отличие от названия «Nissan». Очевидно, это привело к разногласиям между Катаямой и руководством компании. Катаяма был на грани ухода из Nissan из-за его разочарования в будущем компании, когда в 1958 году команда Datsun стала победителем в австралийской гонке Mobilgas, что принесло Катаяме всеобщее признание в Японии, стремившейся вернуть свой международный статус.

Первой моделью автомобилей, произведенной компанией на экспорт, стала 113 с ее четырехцилиндровым двигателем в 25 л.с.(19 кВт, 850 см3).


Datsun 113


На американском рынке Datsun появился в 1958 году, начав продажи в Калифорнии. К 1959 году компания имела дилеров по всем Соединенным Штатам; тогда же в продажу была запущена модель 310 (на внутреннем рынке известная как Bluebird).


Datsun Bluebird 310


Начиная с 1960 года производство и экспорт росли. В городе Оппама на юге от Йокогамы был построен новый завод, открывшийся в 1962 году. На следующий год продажи Bluebird впервые достигли показателя в 200 000 машин, а экспорт превысил 100 000. К 1964 году выпускалось по 10 000 автомобилей Bluebird в месяц.


Родстер Datsun Fairlady


В 1966 году Datsun выпустила модель 1000, которая позволила владельцам кей-каров с объемом двигателя 360 см3 перейти на более крупный размер. В том же году Datsun стала победителем восточноафриканского ралли Сафари и произвела слияние с Prince Motors, которое принесло компании модельный ряд Skyline, а также испытательный трек в Мураяме.


Datsun 1000


В 1967 году компания представила модель Bluebird 510. За ней в 1968 году последовала культовая модель 240Z, которая доказала, что доступные спорткары могут приносить прибыль: очень скоро эта модель стала бестселлером среди спортивных автомобилей. Основой ее конструкции стали двигатель и детали подвески Bluebird. Эта модель дважды принесла компании убедительную победу в Восточноафриканском ралли.


Datsun Bluebird 510



Datsun 240Z (USDM) или Fairlady Z (JDM)


В 1960 году Катаяма стал вице-президентом дочерней компании Nissan в Северной Америке. На протяжении его работы сначала в качестве вице-президента (с 1960 по 1965), а затем президента компании Nissan Motor – USA (c 1965 по 1975) автомобили продавались под маркой Datsun. «Необходимо постоянно повышать производительность наших автомобилей и постепенно овладевать рынком. Тогда, прежде чем это осознают в Детройте, мы станем отличными производителями машин, и покупатели тоже будут так считать. Если мы будем усердно трудиться, повышая продажи наших автомобилей, что бы ни предпринимали другие производители – нам это не помешает. А если мы только и будем, что беспокоиться по поводу чужих машин и пытаться их обогнать, это точно приведет нас к поражению».

Ребрендинг

В Японии долгое время существовало предвзятое отношение со стороны «официального» руководства компании к названию Datsun. В то время президентом компании был Кавамата, проработавший в Nissan более двадцати лет. Он занял лидерскую позицию в 1957 году, отчасти благодаря тому, что сумел справиться с крупной забастовкой рабочих завода Nissan, которая началась 25 мая 1953 года и продлилась 100 дней. Во время своего президентства Кавамата заявлял, что сожалеет о том, что автомобили компании не выходят под ее именем, как, например, у Toyota. «Оглядываясь назад, мы думаем, что следовало использовать название Nissan для всех наших машин», – говорил он. – «Datsun было уменьшительным прозвищем машин, когда мы начали их экспортировать».

В конечном итоге было принято решение отказаться от названия Datsun и присвоить всем автомобилям компании название Nissan.

«Решение изменить название Datsun на Nissan в США было принято осенью (в сентябре-октябре) 1981 года. Основная причина состояла в том, что смена названия способствовала продвижению глобальной стратегии компании. Единое название повышало эффективность рекламных кампаний по всему миру, а также позволяло упростить дизайн и производство. Кроме того, потенциальные покупатели, которые ездили в другие страны, могли видеть все то же название. Специалисты в автомобильной индустрии, однако, утверждали, что основной причиной смены названия стало то, что это позволило укрепить акции Nissan на рынке США. Также предполагалось значительное участие эгоистических соображений, поскольку отсутствие названия Nissan в США не давало покоя работникам компании, которые наблюдали, как Toyota и Honda обретают все более привычное звучание в устах американцев».

В итоге кампания по смене названия продлилась три года: с 1982 по 1984 (эмблема Datsun на автомобилях постепенно заменялась маленькими эмблемами «Nissan» или «Datsun by Nissan», существовавшими с конца семидесятых). С 1983 года название Nissan получило всеобщее распространение, хотя на некоторых рынках экспорта автомобили компании все еще имели обе эмблемы – и Datsun, и Nissan – вплоть до 1986 года. Смена названия обошлась Nissan примерно в 500 миллионов долларов. Производственные расходы включали замену значков в 1100 дилерских центрах Datsun и составили 30 миллионов долларов. Еще 200 миллионов были потрачены с 1982 по 1986 год на рекламные кампании, в которых слоган «Datsun, We Are Driven!» («Datsun. На нас ездят») сменился слоганом «The name is Nissan» («Nissan. Нас так зовут») (Эта рекламная кампания использовалась еще несколько лет после 1985 года). Еще 50 миллионов долларов составили расходы на уже оплаченную, но отозванную рекламу Datsun. Пять лет спустя, после окончания кампании, Datsun все еще оставалось более известным названием, чем Nissan.

Грузовой автомобиль Datsun

В 2001 Nissan вывел на рынок Японии новую модель пикапа D22 с названием Datsun, на этот раз, однако, название было присвоено лишь этой модели, которая производилась с мая 2001 по октябрь 2002 года. Возрождение Datsun в 2014 году

20 марта 2012 года – через 31 год после отказа от этого названия – Nissan обнародовал свои планы относительно возрождения Datsun в качестве марки недорогих автомобилей. Японский производитель автомобилей заявляет, что репутация надежного и производительного бренда поможет ему завоевать быстроразвивающиеся рынки. Модели Datsun будут продаваться в Индонезии, России и Индии с 2014 года. АвтоВАЗ, управляемый альянсом Renault-Nissan, предоставляет свое оборудование для производства автомобилей Datsun, которые будут с оздаваться на платформе Лады Калины и Лады Гранты.


Внешний вид возрожденного Datsun